1477

Байланыс орталығы

Жұмыс күндері, сағат 09:00-ден 18:30-ға дейін

Ақша-кредит саясаты 22 сұрақ

Куда отправлять жалобу на МФО ?

Сұрақ: Марат Телекпаев
Санат: Ақша-кредит саясаты

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года № 203 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» Агентство Республики Казахстан по регулированию и развития финансового рынка (далее – Агентство) определено правопреемником прав и обязательств Национального Банка Республики Казахстан c 1 января 2020 года в соответствии с передаваемыми функциями и полномочиями.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4) пункта 2 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» (далее – Закон) уполномоченный орган, в лице Агентства, осуществляет государственное регулирование, контроль и надзор за деятельностью финансовых организаций, в том числе в соответствии с Законом и иными законами Республики Казахстан и вправе проводить проверки финансовых организаций и их аффилированных лиц, с целью выявления и предупреждения нарушений прав потребителей финансовых услуг.
Учитывая вышеизложенное, при нарушении прав потребителей финансовых услуг, в случае нарушения со стороны финансовых организаций финансового законодательства, в случае неисполнения и не предоставления обратной связи со стороны банка второго уровня, потребитель вправе обратиться в Агентство, обеспечивающее надлежащий уровень защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг (Общественная приемная Агентства: г.Алматы, мкр. Коктем-3, д.21, 2 подъезд, телефон для справок 8 (727) 2 788-104, часы работы общественной приемной ежедневно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 14:30).
Сайт https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/activities/1001?lang=ru.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 и подпунктом 6) статьи 27 Закона Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности», уполномоченный орган, в лице Агентства, выдает микрофинансовой организации лицензию на осуществление микрофинансовой деятельности, а также осуществляет проверку деятельности микрофинансовой организации.
Дополнительно сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года №350-VI.

Прошу дать разъяснения касательно возможности возврата удержанных штраф пени при погашении просроченной задолженности в микро кредитных организациях, полученные онлайн.

Сұрақ: Марал Байназарова
Санат: Ақша-кредит саясаты

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О правовых актах», данное разъяснение не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер.
Согласно статье 2 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк Республики Казахстан (далее - Национальный Банк)  является государственным органом, обеспечивающим разработку и проведение денежно-кредитной политики государства, функционирование платежных систем, осуществляющим валютное регулирование и валютный контроль, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и проводящим государственную статистику, а также осуществляющим в пределах своей компетенции (в части платежных организаций, инкассаторских организаций, обменных пунктов и подотчетных финансовых организаций в рамках валютного законодательства) государственное регулирование, контроль и надзор за финансовым рынком, финансовыми организациями и иными лицами и в области финансового законодательства Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года №203 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) определено правопреемником прав и обязательств Национального Банка Республики Казахстан c 1 января 2020 года в соответствии с передаваемыми функциями и полномочиями.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4) пункта 2 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» (далее – Закон) предусмотрено, что уполномоченный орган, в лице Агентства, осуществляет государственное регулирование, контроль и надзор за деятельностью финансовых организаций (в том числе микрофинансовых организаций), а также иных лиц в соответствии с Законом и иными законами Республики Казахстан и вправе проводить проверки финансовых организаций и их аффилированных лиц с целью выявления и предупреждения нарушений прав потребителей финансовых услуг.
В связи вышеизложенным, для получения официальных разъяснений касательно возможности возврата удержанных штраф пени при погашении просроченной задолженности в микрокредитных организациях, полученные онлайн, рекомендуем обратиться в Агентство, обеспечивающее надлежащий уровень защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг (Общественная приемная Агентства: г.Алматы, мкр. Коктем-3, д.21, 2 подъезд, телефон для справок 8 (727) 2 788-104, часы работы общественной приемной ежедневно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 14:30). 
Сайт https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/activities/1001?lang=ru.
Либо через Единую платформу приема и обработки обращений граждан «E-otinish» https://eotinish.gov.kz/
При необходимости получения официального ответа Национального Банка необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Саламатсыздар ма? Менің кредиттік тарихым бұзылған. Қазір төленбеген кредитім жоқ. Табысым тұрақты әрі жоғары. Ип бар. Қазір кредиттік тарихты тазартып беремін деген жарнамалар көп. Осы рас па? Кредиттік тарихты өзгертуге болады ма?

Сұрақ: Шаттык Садыкова
Санат: Ақша-кредит саясаты

«Құқықтық актілер туралы» Қазақстан Республикасы Заңының нормаларын негізге ала отырып, ұсынылатын жауап ресми түсініктеме болып табылмайды және міндетті заң күші болмайды.

1. «Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкі туралы» Қазақстан Республикасы Заңының 2-бабына сәйкес Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкі (бұдан әрі – Ұлттық Банк) мемлекеттің ақша-кредит саясатын әзірлеуді және жүргізуді, төлем жүйелерінің жұмыс істеуін қамтамасыз ететін, валюталық реттеуді және валюталық бақылауды жүзеге асыратын, қаржы жүйесінің тұрақтылығын қамтамасыз етуге жәрдемдесетін және мемлекеттік статистиканы жүргізетін, сондай-ақ өз құзыреті шегінде (валюталық заңнама шеңберіндегі төлем ұйымдары, инкассаторлық ұйымдар, айырбастау пункттері және есеп беретін қаржы ұйымдары бөлігінде) Қазақстан Республикасының қаржы заңнамасы саласындағы қаржы нарығын, қаржы ұйымдары мен өзге де тұлғаларды мемлекеттік реттеу, бақылау және қадағалау жүзеге асыратын мемлекеттік орган болып табылады.

2. 2020 жылғы 1 қаңтардан бастап Қазақстан Республикасының Қаржы нарығын реттеу және дамыту агенттігі (бұдан әрі – Агенттік) Ұлттық Банктің құқықтары мен міндеттемелерінің құқықтық мирасқоры болып айқындалды («Қазақстан Республикасының Мемлекеттік басқару жүйесін одан әрі жетілдіру туралы» Қазақстан Республикасы Президентінің 2019 жылғы 11 қарашадағы №203 Жарлығы). «Қаржы нарығын және қаржы ұйымдарын мемлекеттік реттеу, бақылау және қадағалау туралы» Қазақстан Республикасы Заңының (бұдан әрі – Заң) 9-бабы 2-тармағының 1-тармағына және 4) тармақшасына сәйкес Агенттік қаржы ұйымдарының қызметін мемлекеттік реттеуді, бақылауды және қадағалауды жүзеге асырады (оның ішінде: 1) Екінші деңгейдегі банктердің; 2) банк операцияларының жекелеген түрлерін жүзеге асыратын ұйымдар; 3) микроқаржы қызметін жүзеге асыратын ұйымдар (микроқаржы ұйымы, кредиттік серіктестік, ломбард, микрокредиттер беру жөніндегі қызметті жүзеге асыратын ұйым); 4) коллекторлық агенттіктер) сондай-ақ Қазақстан Республикасының Заңына және өзге де заңдарына сәйкес, оның ішінде қаржылық қызметтерді тұтынушылардың құқықтарының бұзылуын анықтау және алдын алу мақсатында өзге де тұлғалар және қаржы ұйымдары мен олардың үлестес тұлғаларына тексеру жүргізуге құқылы.

3. «Қазақстан Республикасында кредиттік бюролар және кредиттік тарихты қалыптастыру туралы» Қазақстан Республикасы Заңының (бұдан әрі – Заң) 4-бабының 1-тармағына сәйкес кредиттік бюролардың қызметін және кредиттік тарихты қалыптастыруды мемлекеттік реттеу мен қадағалауды Агенттік жүзеге асырады.

Заңның 18-бабының 1-тармағына және 23-бабының 1-тармағына сәйкес банктер, банк операцияларының жекелеген түрлерін жүзеге асыратын ұйымдар, микроқаржы қызметін жүзеге асыратын ұйымдар, коллекторлық агенттіктер ақпарат беруші ретінде ақпаратты мемлекеттің қатысуымен кредиттік бюроға, сондай-ақ кредиттік тарих субъектісінің келісімі болған кезде басқа несиелік бюроларға ақпаратты беру туралы шарттардың негізінде беруге міндетті. Заңның 31-бабының 1-тармағына сәйкес кредиттік тарих субъектісі (қарыз алушы) жоғарыда аталған тармақта көрсетілген нысан мен талаптар бойынша кредиттік есепте қамтылған ақпаратқа дау айту туралы өтініш жібереді.

Заңның 31-бабының 2 және 3-тармақтарына сәйкес ақпарат беруші ретінде өтінішті алған күннен бастап он бес жұмыс күні ішінде өтінішті қарауға міндетті және егер кредиттік бюро алған ақпараттың бұрмалануы ақпарат берушінің немесе кредиттік бюроның техникалық қателіктері салдарынан, олардың қызметкерлерінің өзге де әрекеттері немесе әрекетсіздігі салдарынан болған жағдайда, онда ақпарат беруші өтінішті қарауға міндетті жіберілген бұрмалаушылық анықталған күннен бастап он жұмыс күні ішінде кредиттік бюроға бұрмалаушылық анықталған күнге ақпарат берушіде бар ақпаратты ұсыну. Несиелік бюро алушыға түзетілген несиелік есепті ұсынуға міндетті. Осыған байланысты, қажетті түзетулерді көрсете отырып және барлық қажетті құжаттарды қоса бере отырып, кредиттік бюроларға жазбаша өтінішпен жүгінуді ұсынамыз. Қаржы қызметтерін тұтынушылардың құқықтары бұзылған жағдайда, қаржы ұйымдары тарапынан қаржы заңнамасы бұзылған жағдайда, тұтынушы қаржы қызметтерін тұтынушылардың құқықтары мен заңды мүдделерін қорғаудың тиісті деңгейін қамтамасыз ететін Агенттікке жүгінуге құқылы (Агенттіктің қоғамдық қабылдау бөлмесі: Алматы қ., ш / а. Көктем-3, 21 үй, 2 кіреберіс, анықтама телефоны 8 (727) 2 788-104, қоғамдық қабылдау бөлмесінің жұмыс уақыты күн сайын 10:00-ден 17:00-ге дейін (үзіліс 13:00-ден 14:30-ға дейін). Сайт https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/activities/1001?lang=ru Немесе «Е-otinish» азаматтардың өтініштерін қабылдау мен өңдеудің бірыңғай платформасы арқылы https://eotinish.gov.kz/. Қосымша, хабарламада көрсетілген мәселелер бойынша хабарлама беруші кредиттік бюроларға жүгінуге құқылы. Ақпарат үшін Қазақстан Республикасында кредиттік бюролардың қызметін мынадай ұйымдар жүзеге асырады:

- «Мемлекеттік кредиттік бюро» АҚ (https://www.mkb.kz/)

- «Бірінші кредиттік бюро» ЖШС (https://www.1cb.kz/).

Сонымен қатар, бұл хат Ұлттық Банктің ресми жауабы болып табылмайтынын және тек түсіндірме сипатында екенін хабарлаймыз. Ұлттық Банктің ресми жауабын алу қажет болған жағдайда Қазақстан Республикасының Әкімшілік рәсімдік-процестік кодексіне сәйкес жазбаша өтінішпен жүгіну қажет.

Добрый день! Хотела получить разъяснения по следующему вопросу. Дело в том, что я 04.12.2023г. со своего приложения Kaspi отправила ошибочно деньги на карту Fortebank в размере 100 000 тенге. Владельца карты не помню, в ноябре 2023г. переводила на эту же карту. Я также являюсь держателем карты ForteBank и хотела перевести деньги себе на карту и в спешке через историю переводов выбрала Forte. Теперь возникла проблема возврата денег, обращалась в Каспий банк, они официально ответили что отменить перевод не могут, Форте банк не предоставляет информацию по диспутным операциям по карте других банков. Обратиться в правоохранительные органы не могу, т.к. банки не предоставляют информацию по ФИО держателя карты, ссылаясь на банковскую тайну. На другой стороне, т.е. получатель денег, так же не знает от кого пришли деньги и даже если захочет их вернуть, не сможет найти владельца. В выписках по счету и квитанциях отсутствуют данные получателя, кроме последних 4-х цифр карты. Как мне быть?

Сұрақ: Гульнар Самиева
Санат: Ақша-кредит саясаты

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах» (далее – Закон о платежах), возврат денег при переводе денег осуществляется в случаях:

1) установления факта несанкционированности платежа, осуществляемого путем перевода денег;

2) исполнения ошибочного указания;

3) поступления денег в пользу лица, не являющегося клиентом банка бенефициара на момент получения перевода денег, если по корреспондентскому счету банка бенефициара имеются неисполненные требования или ограничения распоряжения деньгами, препятствующие проведению расходных операций;

4) предусмотренных статьей 48-1 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 57 Закона о платежах отправленное инициатором указание является ошибочным, если оно содержит реквизиты, не соответствующие реквизитам указания, полученного от предыдущего отправителя, либо передано повторно. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 749 Гражданского Кодекса Республики Казахстан банк не вправе определять и контролировать направления использования денег клиентом и устанавливать другие не предусмотренные законодательством ограничения его права распоряжаться деньгами по своему усмотрению, если иное не предусмотрено законодательством или договором банковского счета. В соответствии с пунктом 7 статьи 13 Закона о платежах поставщик платежных услуг оказывает платежную услугу только на основании и в соответствии с условиями указания клиента и запрещается изменение поставщиком платежных услуг условий и реквизитов указания клиента. Следовательно, банк выступает в роли исполнителя указаний клиента и не может менять данные указанные клиентом. Таким образом, если банк исполнил перевод в соответствии с Вашими указаниями и введенными Вами реквизитами, данная операция не может считаться «ошибочной» в рамках требований действующего законодательства Республики Казахстан. Дополнительно сообщаем, что согласно полученной информации от банков второго уровня на практике рекомендуется заявителю обратиться в обслуживающий банк (АО «Kaspi Bank») для направления им письма в адрес АО «ForteBank» о содействии в части проведения работы с получателем перевода. При этом, отмечаем, что банк бенефициара не гарантирует возврат денег, результат работы зависит от наличия согласия бенефициара. Вместе с тем, отмечаем, что в случае несогласия с действиями обслуживающего банка, Вы вправе обжаловать их, обратившись в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, являющееся органом, обеспечивающим надлежащий уровень защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, в порядке, предусмотренном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Планирует ли Национальный банк РК запретить банкам второго уровня выдачу кредитов физическим лицам без подтверждения дохода в 2024 году?

Сұрақ: Руслан Адилов
Санат: Ақша-кредит саясаты

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Законов Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» запрещается вмешательство в любой форме государственных органов и их должностных лиц в деятельность банков, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Республики Казахстан. В соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13.09.2017г. №170 «Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции» в состав пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов размера капитала банка для обязательного соблюдения банками, помимо прочего входит коэффициент долговой нагрузки заемщика банка (далее – КДН). Порядок расчета КДН устанавливается Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее - Агентство). КДН заемщика рассчитывается как отношение суммы ежемесячного платежа по всем непогашенным займам заемщика, включая суммы просроченных платежей по всем непогашенным займам, и среднего ежемесячного платежа по новой задолженности заемщика. При этом, учитывая, что существующий порядок оценки платежеспособности заемщика и его дохода при расчете КДН, не ограничивается только официально подтвержденными доходами, Агентством совместно с Национальным Банком пересматривается перечень доходов, используемых при расчете КДН. Предлагается производить расчет КДН по всем заемщикам – физическим лицам при получении любого займа (включая беззалоговые, залоговые потребительские, ипотечные займы, автокредиты и прочие) на основании официально подтвержденных доходов.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Обращалась несколько раз за кредитом в Kaspi банк, банк без объяснение причин отказывает в кредите. Менеджеры банка ссылаясь на автоматизированную систему не могут объяснить причину отказа. Я сама получаю заработанную плату через карту этого банка, кредитная история хорошая (ПКР 768). Обращение в Kaspi банк не дали результатов, считаю, что со стороны банка осуществляется дискриминация. Прошу подсказать пути решения или принять меры воздействия и дать письменный ответ.

Сұрақ: Камила Нургалиева
Санат: Ақша-кредит саясаты

С 1 января 2020 года Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее - Агентство) определено правопреемником прав и обязательств Национального Банка Республики Казахстан (Указ Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года №203 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан»). В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4) пункта 2 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» (далее – Закон о гос.регулировании) Агентство осуществляет государственное регулирование, контроль и надзор за деятельностью финансовых организаций (в том числе: 1) банков второго уровня; 2) организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций; 3) организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (микрофинансовая организация, кредитное товарищество, ломбард, организация, осуществляющие деятельность по предоставлению микрокредитов); 4) коллекторских агентств) а также иных лиц в соответствии с Законом о гос.регулировании и иными законами Республики Казахстан и вправе проводить проверки финансовых организаций и их аффилированных лиц, в том числе, с целью выявления и предупреждения нарушений прав потребителей финансовых услуг.

Согласно статье 2 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк Казахстана является государственным органом, обеспечивающим разработку и проведение денежно-кредитной политики государства, функционирование платежных систем, осуществляющим валютное регулирование и валютный контроль, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и проводящим государственную статистику, а также осуществляющим в пределах своей компетенции (в части платежных организаций, инкассаторских организаций, обменных пунктов и подотчетных финансовых организаций в рамках валютного законодательства) государственное регулирование, контроль и надзор за финансовым рынком, финансовыми организациями и иными лицами и в области финансового законодательства Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон о банках), отношения между банками, а также между банками и их клиентами осуществляются на основании договоров, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан. Согласно пунктам 8 и 9 статьи 34 Закона о банках, банковские заемные операции осуществляются в соответствии с Правилами о внутренней кредитной политике, утверждаемыми органом управления банка. Органом, осуществляющим внутреннюю кредитную политику, является кредитный комитет банка. В соответствии с пунктом 10 статьи 34 Закона о банках, Правила о внутренней кредитной политике разрабатываются в целях снижения риска при осуществлении банковских заемных операций и определяют:

1) условия предоставления кредитов физическим и юридическим лицам;

2) условия предоставления кредитов должностным лицам и работникам банка;

3) организационную структуру, функции и полномочия кредитного комитета;

4) ответственность членов кредитного комитета;

5) лимиты кредитования;

6) процедуру утверждения кредитных договоров.

Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о банках запрещается вмешательство в любой форме государственных органов и их должностных лиц в деятельность банков, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Республики Казахстан. В связи с этим сообщаем, что согласно действующему законодательству, каждый банк второго уровня самостоятельно определяет политику выдачи займов физическим лицам. При наличии в обращении фактов нарушений прав потребителей финансовых услуг Вы вправе обратиться в Агентство. Обращения направляются либо в общественную приемную Агентства по адресу: г.Алматы, мкр. Коктем-3, д.21, 2 подъезд, (телефон для справок 8 (727) 2 788-104, часы работы общественной приемной ежедневно с 10:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 14:30), либо через Единую платформу приема и обработки обращений граждан «E-otinish» https://eotinish.gov.kz/.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Как подать жалобу на банк Hom kredit по финансовым махинациям по отношению к людям пенсионного возраста, по факту машенничество? На пенсионера оформлен кредит машенниками на 5.000.000 тг, возможно при участии действующих либо бывших сотрудников банковской системы. Так как машенниками были озвучены личные данные, Ф.И.О , иин. Почему банки одабривают кредиты без подтверждения платёжеспособности ? Как быть пенсионеру в данной ситуации? В какие вышестояшие инстанции нужно подать заявления о машенничестве ?

Сұрақ: Виктория Гушан
Санат: Ақша-кредит саясаты

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года № 203 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» Агентство Республики Казахстан по регулированию и развития финансового рынка (далее – Агентство) определено правопреемником прав и обязательств Национального Банка Республики Казахстан c 1 января 2020 года в соответствии с передаваемыми функциями и полномочиями.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4) пункта 2 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» (далее – Закон) уполномоченный орган, в лице Агентства, осуществляет государственное регулирование, контроль и надзор за деятельностью финансовых организаций (микрофинансовых организаций), в том числе в соответствии с Законом и иными законами Республики Казахстан и вправе проводить проверки финансовых организаций и их аффилированных лиц, с целью выявления и предупреждения нарушений прав потребителей финансовых услуг.

Учитывая вышеизложенное, вопросы, указанные в обращении при наличии в них нарушений прав потребителей финансовых услуг, относятся к компетенции Агентства. (Общественная приемная Агентства: г.Алматы, мкр. Коктем-3, д.21, 2 подъезд, телефон для справок 8 (727) 2 788-104, часы работы общественной приемной ежедневно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 14:30). Сайт https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/activities/1001?lang=ru.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Добрый день! Взял кредит в банке рбк При переводе на карту другого банка написано комиссия 250 тг, а по факту сняли первый перевод 3350, второй 7400, кому могу обратиться с жалобой?

Сұрақ: Максат Талапов
Санат: Ақша-кредит саясаты

В соответствии с подпунктом 3) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» (далее - Закон) Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее - Агентство) осуществляет государственное регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций. Согласно подпункту 4) пункта 3 статьи 3 Закона, задачей государственного регулирования, контроля и надзора финансового рынка и финансовых организаций является обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг, полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций.

Таким образом, в случае нарушения Ваших прав, как потребителя финансовых услуг, Вам необходимо обратиться в Агентство с приложением подтверждающих документов.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Добрый день, прошу помочь решить ситуацию. У меня залоговый кредит в Altyn-i, мне пришло смс напоминание о возобновлении договора страхования с 25.07.2023 не теряя время заключил договор от 03.07.2023 в компании по страхованию меня уверили, что договор в тот же день будет передан в банк Altyn-i. 28.08.2023 я получил уведомление о списании средств за штраф и банк Altyn-i провел страхование (Со слов Старшего специалиста банка Altyn-i). Я сказал ок но теперь для расторжения моего раннего заключенного договора с Евразия от 03.07.2023 и получения оставшийся неиспользованной страховой премии мне необходимо основание который Altyn-i банк почему-то не может предоставить.

Сұрақ: Иван Трушкин
Санат: Ақша-кредит саясаты

С 1 января 2020 года Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее - Агентство) определено правопреемником прав и обязательств Национального Банка Республики Казахстан в соответствии с передаваемыми функциями и полномочиями (Указ Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года №203 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан»). В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4) пункта 2 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», Агентство осуществляет государственное регулирование, контроль и надзор за деятельностью финансовых организаций (в том числе банков второго уровня и страховых  организаций), а также иных лиц в соответствии с Законом и иными законами Республики Казахстан и вправе проводить проверки финансовых организаций и их аффилированных лиц, в том числе, с целью выявления и предупреждения нарушений прав потребителей финансовых услуг.

Согласно Закону Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк является государственным органом, обеспечивающим разработку и проведение денежно-кредитной политики государства, функционирование платежных систем, осуществляющим валютное регулирование и валютный контроль, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и проводящим государственную статистику, а также осуществляющим в пределах своей компетенции (в части платежных организаций, инкассаторских организаций, обменных пунктов и подотчетных финансовых организаций в рамках валютного законодательства) государственное регулирование, контроль и надзор за финансовым рынком, финансовыми организациями и иными лицами и в области финансового законодательства Республики Казахстан.

На основании изложенного, по рассматриваемому вопросу рекомендуется обратиться в Агентство, как уполномоченному органу, осуществляющему государственное регулирование, контроль и надзор за финансовым рынком.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, «Банк ЦентрКредит» получил очередное предупреждение о представлении недостоверного отчета, какие последствия этих предупреждений и сколько их всего может быть прежде чем примут к банку серьёзные меры?

Сұрақ: Тамара Горбунова
Санат: Ақша-кредит саясаты

В соответствии с действующим законодательством уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, в том числе за банковской деятельностью, является Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство).  Принятие мер в отношении выявленных фактов представления недостоверной отчетности банками второго уровня осуществляется Агентством в рамках реализации риск-ориентированного надзора, в связи с чем за   получением ответа предлагаем обратиться в указанный государственный орган.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Жоғарыға