1477

Контакт-центр

Рабочие дни, с 09:00 до 18:30

Денежно-кредитная политика 27 вопросов

Здравствуйте! Есть три вида погашения кредита, это: аннуитетные (фиксированные), дифференцированные и равными долями. Подскажите пожалуйста, какие условия имеют право банки по закону давать для физ лиц под дифференцированные и равными долями? Равными долями - это 50% основного долга и 50% процент? Дифференцированные - тут какие условия? Прошу разъяснить. Спасибо!

Вопрос: Лаура Мусина
Категория: Денежно-кредитная политика

Начиная с 2020 года функции по вопросам регулирования, контроля и надзора финансового рынка и финансовых организаций осуществляются вновь созданным Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее - Агентство).
В этой связи для получения разъяснения по вопросам регулирования финансового рынка, в том числе при наличии фактов нарушения прав и интересов потребителей финансовых услуг Вам необходимо обратиться в Агентство.
Общественная приемная Агентства: г.Алматы, мкр. Коктем-3, д.21, 2 подъезд, телефон для справок 8 (727) 2 788-104, часы работы общественной приемной ежедневно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 14:30).
Сайт https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/activities/1001?lang=ru.
Либо можете обратиться через Единую платформу приема и обработки обращений граждан «E-otinish» https://eotinish.gov.kz/.
При этом, считаем возможным выразить следующее мнение.
Согласно пункту 2 статьи 34 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон о банках), предусмотрен порядок заключения договора банковского займа, в том числе требования к содержанию, оформлению, обязательным условиям договора банковского займа, формы графика погашения займа и памятки для заемщика - физического лица, утверждается нормативным правовым актом уполномоченного органа (Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 23 декабря 2019 года № 248 Об утверждении Правил заключения договора банковского займа, в том числе требований к содержанию, оформлению, обязательным условиям договора банковского займа, форм графика погашения займа и памятки для заемщика - физического лица, далее - Постановления № 248), в лице Агентства с учетом требований, установленных гражданским законодательством Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогооблажения» с 1 января 2020 года Агентство в рамках его компетенции является правопреемником Национального Банка по принятым Национальным Банком нормативным правовым актам, в том числе по Постановлению № 248.
Согласно пункту 2 статьи 39 Закона о банках, в договорах банковского займа, заключаемых с физическими лицами, в том числе договорах ипотечных займов, банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, устанавливается фиксированная либо плавающая ставка вознаграждения и указывается метод погашения займа по выбору заемщика из предложенных банком на дату заключения договора банковского займа.
До заключения договора банковского займа в случаях, предусмотренных нормативным правовым актом уполномоченного органа, банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, обязаны предоставить физическому лицу для выбора метода погашения займа проекты графиков погашения займа, рассчитанных различными методами. В обязательном порядке заемщику должны быть представлены проекты графиков погашения займа, рассчитанных в соответствии с методиками расчета регулярных платежей по займам, выдаваемым банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, физическим лицам и временными базами для расчета вознаграждения по таким займам, установленными нормативным правовым актом уполномоченного органа, с периодичностью, установленной в договоре банковского займа, следующими методами погашения:
- методом дифференцированных платежей, при котором погашение задолженности по банковскому займу осуществляется уменьшающимися платежами, включающими равные суммы платежей по основному долгу и начисленное за период на остаток основного долга вознаграждение;
- методом аннуитетных платежей, при котором погашение задолженности по банковскому займу осуществляется равными платежами на протяжении всего срока банковского займа, включающими увеличивающиеся платежи по основному долгу и уменьшающиеся платежи по вознаграждению, начисленному за период на остаток основного долга. Размеры первого и последнего платежей могут отличаться от других.
Банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, вправе предложить заемщику дополнительные методы погашения займа, рассчитанные в соответствии с их внутренними правилами.
Дополнительно сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года №350-VI.
Согласно статье 11 Закона Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан» и статье 89 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, ответ на запрос подготовлен на языке обращения.

Мен нородный банктен кредит алғанмын, жұмыстан декреттік демалысқа шықтым 2024 жылдың сәуір айында босанатын. Маған нородный банктегі кредитімді бала күтіміне байланысты бір жарым жылға тоқтата тұруым керек. Алайда банкке барсам тоқтата тұрған жағдайда төлеуі керек қалған жылыма + тағы 1,5 жыл қосып төлейсің деп отыр. Соны тоқтата тұрғаннан соң тек қана қалған жылымды ғана төлеуді қарастырып берсеңіздер екен.

Вопрос: Айдарбекова Гүлжаухар Бахтиярқызы
Категория: Денежно-кредитная политика

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года № 203 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» Агентство Республики Казахстан по регулированию и развития финансового рынка (далее – Агентство) определено правопреемником прав и обязательств Национального Банка Республики Казахстан c 1 января 2020 года в соответствии с передаваемыми функциями и полномочиями.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4) пункта 2 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» (далее – Закон) уполномоченный орган, в лице Агентства, осуществляет государственное регулирование, контроль и надзор за деятельностью финансовых организаций, в том числе в соответствии с Законом и иными законами Республики Казахстан и вправе проводить проверки финансовых организаций и их аффилированных лиц, с целью выявления и предупреждения нарушений прав потребителей финансовых услуг.
Учитывая вышеизложенное, при нарушении прав потребителей финансовых услуг, в случае нарушения со стороны финансовых организаций финансового законодательства, в случае неисполнения и не предоставления обратной связи со стороны банка второго уровня, потребитель вправе обратиться в Агентство, обеспечивающее надлежащий уровень защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг (Общественная приемная Агентства: г.Алматы, мкр. Коктем-3, д.21, 2 подъезд, телефон для справок 8 (727) 2 788-104, часы работы общественной приемной ежедневно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 14:30).
Сайт https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/activities/1001?lang=ru.
Дополнительно сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка иносит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года №350-VI.

Здравствуйте. Просроченной кредит в Каспий банке по жизненным обстоятельствам. Задержка оплаты от заказчика. Не прячусь, беру трубку, объясняю менеджерам ситуацию. Но хамство менеджеров, грубость, наглое отношение уже невозможно терпеть. С 9 утра начинают звонить, обзванивать всех, кого я уже и не знаю. Всем ражглашают сумму моего долга. Сегодня довели меня до истерики. Никакой этики или чувства такта. В конце концом могут подать в суд на меня. Но они планомерно психологически унижают человека и доводят до суицидальрого состояния. Прошу разобраться!

Вопрос: Алена Каримбаева
Категория: Денежно-кредитная политика

Начиная с 2020 года функции по вопросам регулирования, контроля и надзора финансового рынка и финансовых организаций осуществляются вновь созданным Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее - Агентство).
В этой связи, для получения необходимого разъяснения, Вам необходимо обратиться в Агентство в установленном порядке.
Также, при обращении в Агентство рекомендуем также приложить необходимые документы.
Общественная приемная Агентства: г.Алматы, мкр. Коктем-3, д.21, 2 подъезд, телефон для справок 8 (727) 2 788-104, часы работы общественной приемной ежедневно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 14:30).
Сайт https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/activities/1001?lang=ru.
Либо можете обратиться через Единую платформу приема и обработки обращений граждан «E-otinish» https://eotinish.gov.kz/.
Дополнительно сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Здравствуйте. Когда то была задолжность по кредитам и в силу жизненных обстоятельств не мог оплачивать. Позже всё оплатил, нашёл хорошую работу. Сейчас банки периодически проводят беспроцентные рассрочки, в частности Каспи. Хотел несколько раз взять товар для дома в рассрочку, но мне не одобряю ни в каспи, ни в каком то другом. Есть ли какая то возможность исправить ситуацию в кредитном бюро или ещё где то? Спасибо

Вопрос: Андрей Вильский
Категория: Денежно-кредитная политика

Начиная с 2020 года функции по вопросам регулирования, контроля и надзора финансового рынка и финансовых организаций осуществляются вновь созданным Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее - Агентство).
Также, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» (далее – Закон) государственное регулирование и надзор за деятельностью кредитных бюро и формированием кредитных историй осуществляется Агентством.
В этой связи, для получения необходимого разъяснения по заданными Вами вопросам, Вам необходимо обратиться в Агентство в установленном порядке.
Общественная приемная Агентства: г.Алматы, мкр. Коктем-3, д.21, 2 подъезд, телефон для справок 8 (727) 2 788-104, часы работы общественной приемной ежедневно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 14:30).
Сайт https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/activities/1001?lang=ru.
Либо можете обратиться через Единую платформу приема и обработки обращений граждан «E-otinish» https://eotinish.gov.kz/.
Дополнительно сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года №350-VI.
Согласно статье 11 Закона Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан» и статье 89 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, ответ на запрос подготовлен на языке обращения.

Добрый день! какой порядок погашения просроченной задолженности у юридических лиц (ТОО)? в банке при погашении просроченной задолженности погашают текущую задолженность, а ранее образованная задолженность остается на просрочке, тем самых увеличиваются дни просрочки по ранее вышедшим на просрочку займам. Насколько это правомерно со стороны банка?

Вопрос: Мурат Джалбиров
Категория: Денежно-кредитная политика

Начиная с 2020 года функции по вопросам регулирования, контроля и надзора финансового рынка и финансовых организаций осуществляются вновь созданным Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее - Агентство).
В этой связи, для получения необходимого разъяснения по заданными Вами вопросам, Вам необходимо обратиться в Агентство в установленном порядке.
При этом, отмечаем, вопросы носят гражданско-правовой характер и их всестороннее рассмотрение возможно исключительно на основании заключенных договоров банковского займа и с учетом норм Гражданского кодекса Республики Казахстан.
В этой связи, при обращении в Агентство рекомендуем также приложить необходимые документы.
Общественная приемная Агентства: г.Алматы, мкр. Коктем-3, д.21, 2 подъезд, телефон для справок 8 (727) 2 788-104, часы работы общественной приемной ежедневно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 14:30).
Сайт https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/activities/1001?lang=ru.
Либо можете обратиться через Единую платформу приема и обработки обращений граждан «E-otinish» https://eotinish.gov.kz/.
Дополнительно сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Куда отправлять жалобу на МФО ?

Вопрос: Марат Телекпаев
Категория: Денежно-кредитная политика

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года № 203 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» Агентство Республики Казахстан по регулированию и развития финансового рынка (далее – Агентство) определено правопреемником прав и обязательств Национального Банка Республики Казахстан c 1 января 2020 года в соответствии с передаваемыми функциями и полномочиями.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4) пункта 2 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» (далее – Закон) уполномоченный орган, в лице Агентства, осуществляет государственное регулирование, контроль и надзор за деятельностью финансовых организаций, в том числе в соответствии с Законом и иными законами Республики Казахстан и вправе проводить проверки финансовых организаций и их аффилированных лиц, с целью выявления и предупреждения нарушений прав потребителей финансовых услуг.
Учитывая вышеизложенное, при нарушении прав потребителей финансовых услуг, в случае нарушения со стороны финансовых организаций финансового законодательства, в случае неисполнения и не предоставления обратной связи со стороны банка второго уровня, потребитель вправе обратиться в Агентство, обеспечивающее надлежащий уровень защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг (Общественная приемная Агентства: г.Алматы, мкр. Коктем-3, д.21, 2 подъезд, телефон для справок 8 (727) 2 788-104, часы работы общественной приемной ежедневно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 14:30).
Сайт https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/activities/1001?lang=ru.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 и подпунктом 6) статьи 27 Закона Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности», уполномоченный орган, в лице Агентства, выдает микрофинансовой организации лицензию на осуществление микрофинансовой деятельности, а также осуществляет проверку деятельности микрофинансовой организации.
Дополнительно сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года №350-VI.

Прошу дать разъяснения касательно возможности возврата удержанных штраф пени при погашении просроченной задолженности в микро кредитных организациях, полученные онлайн.

Вопрос: Марал Байназарова
Категория: Денежно-кредитная политика

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О правовых актах», данное разъяснение не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер.
Согласно статье 2 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк Республики Казахстан (далее - Национальный Банк)  является государственным органом, обеспечивающим разработку и проведение денежно-кредитной политики государства, функционирование платежных систем, осуществляющим валютное регулирование и валютный контроль, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и проводящим государственную статистику, а также осуществляющим в пределах своей компетенции (в части платежных организаций, инкассаторских организаций, обменных пунктов и подотчетных финансовых организаций в рамках валютного законодательства) государственное регулирование, контроль и надзор за финансовым рынком, финансовыми организациями и иными лицами и в области финансового законодательства Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года №203 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентствоопределено правопреемником прав и обязательств Национального Банка Республики Казахстан c 1 января 2020 года в соответствии с передаваемыми функциями и полномочиями.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4) пункта 2 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» (далее – Закон) предусмотрено, что уполномоченный орган, в лице Агентства, осуществляет государственное регулирование, контроль и надзор за деятельностью финансовых организаций (в том числе микрофинансовых организаций), а также иных лиц в соответствии с Законом и иными законами Республики Казахстан и вправе проводить проверки финансовых организаций и их аффилированных лиц с целью выявления и предупреждения нарушений прав потребителей финансовых услуг.
В связи вышеизложенным, для получения официальных разъяснений касательно возможности возврата удержанных штраф пени при погашении просроченной задолженности в микрокредитных организациях, полученные онлайн, рекомендуем обратиться в Агентство, обеспечивающее надлежащий уровень защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг (Общественная приемная Агентства: г.Алматы, мкр. Коктем-3, д.21, 2 подъезд, телефон для справок 8 (727) 2 788-104, часы работы общественной приемной ежедневно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 14:30). 
Сайт https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/activities/1001?lang=ru.
Либо через Единую платформу приема и обработки обращений граждан «E-otinish» https://eotinish.gov.kz/
При необходимости получения официального ответа Национального Банка необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Саламатсыздар ма? Менің кредиттік тарихым бұзылған. Қазір төленбеген кредитім жоқ. Табысым тұрақты әрі жоғары. Ип бар. Қазір кредиттік тарихты тазартып беремін деген жарнамалар көп. Осы рас па? Кредиттік тарихты өзгертуге болады ма?

Вопрос: Шаттык Садыкова
Категория: Денежно-кредитная политика

«Құқықтық актілер туралы» Қазақстан Республикасы Заңының нормаларын негізге ала отырып, ұсынылатын жауап ресми түсініктеме болып табылмайды және міндетті заң күші болмайды.

1. «Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкі туралы» Қазақстан Республикасы Заңының 2-бабына сәйкес Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкі (бұдан әрі – Ұлттық Банк) мемлекеттің ақша-кредит саясатын әзірлеуді және жүргізуді, төлем жүйелерінің жұмыс істеуін қамтамасыз ететін, валюталық реттеуді және валюталық бақылауды жүзеге асыратын, қаржы жүйесінің тұрақтылығын қамтамасыз етуге жәрдемдесетін және мемлекеттік статистиканы жүргізетін, сондай-ақ өз құзыреті шегінде (валюталық заңнама шеңберіндегі төлем ұйымдары, инкассаторлық ұйымдар, айырбастау пункттері және есеп беретін қаржы ұйымдары бөлігінде) Қазақстан Республикасының қаржы заңнамасы саласындағы қаржы нарығын, қаржы ұйымдары мен өзге де тұлғаларды мемлекеттік реттеу, бақылау және қадағалау жүзеге асыратын мемлекеттік орган болып табылады.

2. 2020 жылғы 1 қаңтардан бастап Қазақстан Республикасының Қаржы нарығын реттеу және дамыту агенттігі (бұдан әрі – Агенттік) Ұлттық Банктің құқықтары мен міндеттемелерінің құқықтық мирасқоры болып айқындалды («Қазақстан Республикасының Мемлекеттік басқару жүйесін одан әрі жетілдіру туралы» Қазақстан Республикасы Президентінің 2019 жылғы 11 қарашадағы №203 Жарлығы). «Қаржы нарығын және қаржы ұйымдарын мемлекеттік реттеу, бақылау және қадағалау туралы» Қазақстан Республикасы Заңының (бұдан әрі – Заң) 9-бабы 2-тармағының 1-тармағына және 4) тармақшасына сәйкес Агенттік қаржы ұйымдарының қызметін мемлекеттік реттеуді, бақылауды және қадағалауды жүзеге асырады (оның ішінде: 1) Екінші деңгейдегі банктердің; 2) банк операцияларының жекелеген түрлерін жүзеге асыратын ұйымдар; 3) микроқаржы қызметін жүзеге асыратын ұйымдар (микроқаржы ұйымы, кредиттік серіктестік, ломбард, микрокредиттер беру жөніндегі қызметті жүзеге асыратын ұйым); 4) коллекторлық агенттіктер) сондай-ақ Қазақстан Республикасының Заңына және өзге де заңдарына сәйкес, оның ішінде қаржылық қызметтерді тұтынушылардың құқықтарының бұзылуын анықтау және алдын алу мақсатында өзге де тұлғалар және қаржы ұйымдары мен олардың үлестес тұлғаларына тексеру жүргізуге құқылы.

3. «Қазақстан Республикасында кредиттік бюролар және кредиттік тарихты қалыптастыру туралы» Қазақстан Республикасы Заңының (бұдан әрі – Заң) 4-бабының 1-тармағына сәйкес кредиттік бюролардың қызметін және кредиттік тарихты қалыптастыруды мемлекеттік реттеу мен қадағалауды Агенттік жүзеге асырады.

Заңның 18-бабының 1-тармағына және 23-бабының 1-тармағына сәйкес банктер, банк операцияларының жекелеген түрлерін жүзеге асыратын ұйымдар, микроқаржы қызметін жүзеге асыратын ұйымдар, коллекторлық агенттіктер ақпарат беруші ретінде ақпаратты мемлекеттің қатысуымен кредиттік бюроға, сондай-ақ кредиттік тарих субъектісінің келісімі болған кезде басқа несиелік бюроларға ақпаратты беру туралы шарттардың негізінде беруге міндетті. Заңның 31-бабының 1-тармағына сәйкес кредиттік тарих субъектісі (қарыз алушы) жоғарыда аталған тармақта көрсетілген нысан мен талаптар бойынша кредиттік есепте қамтылған ақпаратқа дау айту туралы өтініш жібереді.

Заңның 31-бабының 2 және 3-тармақтарына сәйкес ақпарат беруші ретінде өтінішті алған күннен бастап он бес жұмыс күні ішінде өтінішті қарауға міндетті және егер кредиттік бюро алған ақпараттың бұрмалануы ақпарат берушінің немесе кредиттік бюроның техникалық қателіктері салдарынан, олардың қызметкерлерінің өзге де әрекеттері немесе әрекетсіздігі салдарынан болған жағдайда, онда ақпарат беруші өтінішті қарауға міндетті жіберілген бұрмалаушылық анықталған күннен бастап он жұмыс күні ішінде кредиттік бюроға бұрмалаушылық анықталған күнге ақпарат берушіде бар ақпаратты ұсыну. Несиелік бюро алушыға түзетілген несиелік есепті ұсынуға міндетті. Осыған байланысты, қажетті түзетулерді көрсете отырып және барлық қажетті құжаттарды қоса бере отырып, кредиттік бюроларға жазбаша өтінішпен жүгінуді ұсынамыз. Қаржы қызметтерін тұтынушылардың құқықтары бұзылған жағдайда, қаржы ұйымдары тарапынан қаржы заңнамасы бұзылған жағдайда, тұтынушы қаржы қызметтерін тұтынушылардың құқықтары мен заңды мүдделерін қорғаудың тиісті деңгейін қамтамасыз ететін Агенттікке жүгінуге құқылы (Агенттіктің қоғамдық қабылдау бөлмесі: Алматы қ., ш / а. Көктем-3, 21 үй, 2 кіреберіс, анықтама телефоны 8 (727) 2 788-104, қоғамдық қабылдау бөлмесінің жұмыс уақыты күн сайын 10:00-ден 17:00-ге дейін (үзіліс 13:00-ден 14:30-ға дейін). Сайт https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/activities/1001?lang=ru Немесе «Е-otinish» азаматтардың өтініштерін қабылдау мен өңдеудің бірыңғай платформасы арқылы https://eotinish.gov.kz/. Қосымша, хабарламада көрсетілген мәселелер бойынша хабарлама беруші кредиттік бюроларға жүгінуге құқылы. Ақпарат үшін Қазақстан Республикасында кредиттік бюролардың қызметін мынадай ұйымдар жүзеге асырады:

- «Мемлекеттік кредиттік бюро» АҚ (https://www.mkb.kz/)

- «Бірінші кредиттік бюро» ЖШС (https://www.1cb.kz/).

Сонымен қатар, бұл хат Ұлттық Банктің ресми жауабы болып табылмайтынын және тек түсіндірме сипатында екенін хабарлаймыз. Ұлттық Банктің ресми жауабын алу қажет болған жағдайда Қазақстан Республикасының Әкімшілік рәсімдік-процестік кодексіне сәйкес жазбаша өтінішпен жүгіну қажет.

Добрый день! Хотела получить разъяснения по следующему вопросу. Дело в том, что я 04.12.2023г. со своего приложения Kaspi отправила ошибочно деньги на карту Fortebank в размере 100 000 тенге. Владельца карты не помню, в ноябре 2023г. переводила на эту же карту. Я также являюсь держателем карты ForteBank и хотела перевести деньги себе на карту и в спешке через историю переводов выбрала Forte. Теперь возникла проблема возврата денег, обращалась в Каспий банк, они официально ответили что отменить перевод не могут, Форте банк не предоставляет информацию по диспутным операциям по карте других банков. Обратиться в правоохранительные органы не могу, т.к. банки не предоставляют информацию по ФИО держателя карты, ссылаясь на банковскую тайну. На другой стороне, т.е. получатель денег, так же не знает от кого пришли деньги и даже если захочет их вернуть, не сможет найти владельца. В выписках по счету и квитанциях отсутствуют данные получателя, кроме последних 4-х цифр карты. Как мне быть?

Вопрос: Гульнар Самиева
Категория: Денежно-кредитная политика

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах» (далее – Закон о платежах), возврат денег при переводе денег осуществляется в случаях:

1) установления факта несанкционированности платежа, осуществляемого путем перевода денег;

2) исполнения ошибочного указания;

3) поступления денег в пользу лица, не являющегося клиентом банка бенефициара на момент получения перевода денег, если по корреспондентскому счету банка бенефициара имеются неисполненные требования или ограничения распоряжения деньгами, препятствующие проведению расходных операций;

4) предусмотренных статьей 48-1 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 57 Закона о платежах отправленное инициатором указание является ошибочным, если оно содержит реквизиты, не соответствующие реквизитам указания, полученного от предыдущего отправителя, либо передано повторно. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 749 Гражданского Кодекса Республики Казахстан банк не вправе определять и контролировать направления использования денег клиентом и устанавливать другие не предусмотренные законодательством ограничения его права распоряжаться деньгами по своему усмотрению, если иное не предусмотрено законодательством или договором банковского счета. В соответствии с пунктом 7 статьи 13 Закона о платежах поставщик платежных услуг оказывает платежную услугу только на основании и в соответствии с условиями указания клиента и запрещается изменение поставщиком платежных услуг условий и реквизитов указания клиента. Следовательно, банк выступает в роли исполнителя указаний клиента и не может менять данные указанные клиентом. Таким образом, если банк исполнил перевод в соответствии с Вашими указаниями и введенными Вами реквизитами, данная операция не может считаться «ошибочной» в рамках требований действующего законодательства Республики Казахстан. Дополнительно сообщаем, что согласно полученной информации от банков второго уровня на практике рекомендуется заявителю обратиться в обслуживающий банк (АО «Kaspi Bank») для направления им письма в адрес АО «ForteBank» о содействии в части проведения работы с получателем перевода. При этом, отмечаем, что банк бенефициара не гарантирует возврат денег, результат работы зависит от наличия согласия бенефициара. Вместе с тем, отмечаем, что в случае несогласия с действиями обслуживающего банка, Вы вправе обжаловать их, обратившись в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, являющееся органом, обеспечивающим надлежащий уровень защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, в порядке, предусмотренном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Планирует ли Национальный банк РК запретить банкам второго уровня выдачу кредитов физическим лицам без подтверждения дохода в 2024 году?

Вопрос: Руслан Адилов
Категория: Денежно-кредитная политика

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Законов Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» запрещается вмешательство в любой форме государственных органов и их должностных лиц в деятельность банков, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Республики Казахстан. В соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13.09.2017г. №170 «Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции» в состав пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов размера капитала банка для обязательного соблюдения банками, помимо прочего входит коэффициент долговой нагрузки заемщика банка (далее – КДН). Порядок расчета КДН устанавливается Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее - Агентство). КДН заемщика рассчитывается как отношение суммы ежемесячного платежа по всем непогашенным займам заемщика, включая суммы просроченных платежей по всем непогашенным займам, и среднего ежемесячного платежа по новой задолженности заемщика. При этом, учитывая, что существующий порядок оценки платежеспособности заемщика и его дохода при расчете КДН, не ограничивается только официально подтвержденными доходами, Агентством совместно с Национальным Банком пересматривается перечень доходов, используемых при расчете КДН. Предлагается производить расчет КДН по всем заемщикам – физическим лицам при получении любого займа (включая беззалоговые, залоговые потребительские, ипотечные займы, автокредиты и прочие) на основании официально подтвержденных доходов.

Также, сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер. При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Наверх