Интернет-ресурс НБК может быть временно недоступен с 10 до 11 часов 19 мая в связи с проведением работ на серверном оборудовании

1477

Контакт-центр

Рабочие дни, с 09:00 до 18:30

Вопросы 423 вопросов

Как отличить подлинную банкноту от поддельной?

Категория: Поддельные деньги

Чтобы отличить настоящую банкноту от поддельной, достаточно знать несколько признаков её подлинности. Основная масса поддельных банкнот в стране производится по упрощенной технологии, которая лишь имитирует те или иные признаки подлинности.

Выявить такую подделку можно без специального оборудования, используя метод «почувствуй – посмотри – поверни».

Во-первых, банкноту необходимо почувствовать на ощупь.

Банкнотная бумага имеет свой специфический хруст. На все банкноты нанесена специальная печать, которая создает рельеф. Если провести пальцами по наименованию «ҚАЗАҚСТАН ҰЛТТЫҚ БАНКІ» или по изображениям архитектурных объектов на карте Казахстана, то можно ощутить рельеф.

  

 

Также на всех банкнотах имеются метки для людей с ослабленным зрением, они находятся в нижней части банкноты. Это выпуклые высокорельефные элементы хорошо различимы на ощупь.

  

  

Во-вторых, нужно внимательно рассмотреть банкноту.

Вначале составляется общее зрительное впечатление: является ли денежный знак чистым, четким, контрастным или грязным, имеющим пятна или подтеки краски. Изучив банкноту на просвет, вы можете увидеть водяной знак в виде мифической птицы Самрук и цифровое изображение номинала.

 

 

 

Аналогичным образом надо проверить магнитную и так называемую ныряющую (металлизированную) нити, выходящую на поверхность бумаги – в виде пунктиров с надписями. На просвет она должна быть сплошной. 

  

  

  

 

В-третьих, необходимо повернуть банкноту.

На банкнотах от 1 000 до 20 000 тенге имеется специальный элемент, который меняет свой цвет от зеленого к золотистому в зависимости от угла наклона банкноты. При плавном повороте банкноты под разным углом можно увидеть перемещение цветной полосы вдоль элемента.

  

 

  

 

На оборотной стороне банкнот 2000 и 5000 тенге имеется голографическая полоса. Изображения на голограмме переливаются и имеют динамический эффект.

 

Эти три способа помогут вам определить подлинность банкноты без специального оборудования. 

Здравствуйте. Можно ли у вас конвертировать в тенге старую купюру доллара на сумму 100$?

Вопрос: Аяулым Сейлханова
Категория: Валютные операции

В рамках выполнения установленных Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» полномочий, Национальный Банк Республики Казахстан устанавливает официальный курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной валюте без обязательства Национального Банка Республики Казахстан покупать или продавать указанные валюты по установленному курсу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле», покупка и (или) продажа наличной иностранной валюты за другую наличную иностранную или наличную национальную валюту физическими лицами в Республике Казахстан производятся исключительно через обменные пункты банков второго уровня, а также обменные пункты уполномоченных организаций (небанковские обменные пункты).
Исходя из этого, для обмена наличной иностранной валюты, в том числе обмена долларов США старого образца, Вам необходимо обратиться в обменные пункты банков второго уровня или небанковские обменные пункты по месту Вашего пребывания.
Информацию по банковским обменным пунктам можно получить на официальных интернет ресурсах банков второго уровня.
Адреса небанковских обменных пунктов можно найти на официальном интернет-ресурсе Национального Банка по адресу: www.nationalbank.kz в разделе <О НБРК> <Гражданам и бизнесу> <Информация по финансовым организациям> <Реестр разрешений и уведомлений> <Разрешения> <Лицензия на осуществление обменных операций с наличной иностранной валютой, выдаваемая уполномоченным организациям>.
Дополнительно сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года №350-VI.

Здравствуйте, можно ли получить отсрочку на кредитные платежи по причине выхода в декретный отпуск

Вопрос: Жанат Жумадуллаева
Категория: Денежно-кредитная политика

С 1 января 2020 года Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее - Агентство) определено правопреемником прав и обязательств Национального Банка (Указ Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года №203 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан»).
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4) пункта 2 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» Агентство осуществляет государственное регулирование, контроль и надзор за деятельностью финансовых организаций (в том числе банков второго уровня, страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров) а также иных лиц в соответствии с Законом и иными законами Республики Казахстан и вправе проводить проверки финансовых организаций и их аффилированных лиц, в том числе, с целью выявления и предупреждения нарушений прав потребителей финансовых услуг.
Согласно статье 2 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк Республики Казахстан является государственным органом, обеспечивающим разработку и проведение денежно-кредитной политики государства, функционирование платежных систем, осуществляющим валютное регулирование и валютный контроль, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и проводящим государственную статистику, а также осуществляющим в пределах своей компетенции (в части платежных организаций, инкассаторских организаций, обменных пунктов и подотчетных финансовых организаций в рамках валютного законодательства) государственное регулирование, контроль и надзор за финансовым рынком, финансовыми организациями и иными лицами и в области финансового законодательства Республики Казахстан.
Законами Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (статья 36) и «О микрофинансовой деятельности» (статья 9-2) установлен единый обязательный для банков и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (микрофинансовая организация, кредитное товарищество, ломбард, организация, осуществляющие деятельность по предоставлению микрокредитов) (далее - кредитор) порядок урегулирования просроченной задолженности граждан по займам и микрокредитам.
Заемщик – физическое лицо в течении 30 календарных дней с даты наступления просрочки исполнения обязательства по договору банковского займа (по договору о предоставлении микрокредита) вправе посетить банк (микрофинансовую организацию, организацию осуществляющую отдельные виды банковских операций) или представить в письменной в форме и (или) иным способом предусмотренным договором банковского займа (договором о предоставлении микрокредита), заявление, содержащее сведения о причинах возникновения просрочки исполнения обязательства по договору банковского займа (по договору о предоставлении микрокредита), доходах и других подтвержденных обстоятельствах (фактах), которые обуславливают его заявление о внесении изменений в условия договора банковского займа (договора о предоставлении микрокредита), в том числе связанных с: изменением в сторону уменьшения ставки вознаграждения по договору банковского займа (микрокредита); изменением валюты суммы остатка основного долга по банковскому займу (микрокредита), выданному в иностранной валюте, на национальную валюту; отсрочкой платежа по основному долгу и (или) вознаграждению; изменением метода погашения задолженности или очередности погашения задолженности, в том числе с погашением основного долга в приоритетном порядке; изменением срока банковского займа (микрокредита); прощением просроченного основного долга и (или) вознаграждения, отменой неустойки (штрафа, пени), комиссий и иных платежей, связанных с обслуживанием банковского займа (микрокредита); самостоятельной реализацией залогодателем недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, в порядке, предусмотренном статьей 20-1 Закона Республики Казахстан «Об ипотеке недвижимого имущества» по договору банковского займа; самостоятельной реализацией залогодателем недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, в сроки, установленные соглашением сторон по договору о предоставления микрокредита; представлением отступного взамен исполнения обязательства по договору банковского займа (микрокредита) путем передачи банку (микрофинансовой организации, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций) залогового имущества; реализацией недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, с передачей обязательства по договору банковского займа (микрокредита) покупателю.
Условия реструктуризации займа (микрокредита) могут быть в виде: снижения ставки вознаграждения; отсрочки платежа; изменения метода погашения; увеличения срока займа (микрокредита); прощение просроченного основного долга и (или) вознаграждения, отмена неустойки (штрафа, пени), комиссий и иных платежей, связанных с обслуживанием займа (микрокредита); самостоятельной реализации недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, или представлением отступного путем передачи залогового имущества кредитору, реализации недвижимого имущества, с передачей обязательства покупателю.
Кредитор в течение 15 календарных дней после дня получения заявления заемщика рассматривает предложенные изменения в условия договора займа (микрокредита), всесторонне анализирует финансовое, социальное положение и в письменной форме или иным способом, который прописан в договоре, сообщает о (об): согласии с предложенными изменениями в условия договора; своих предложениях по изменению условий договора; отказе в изменении условий договора с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
Заемщик (физическое лицо) с даты получения решения от кредитора в отказе в изменении условий предоставления банковского займа (микрокредита) в течении 15 календарных дней с даты получения такого решения от банка (микрофинансовой организации) и (или) при недостижения с кредитором взаимоприемлемого решения по реструктуризации займа (микрокредита), заемщик вправе обратиться в Агентство, с одновременным уведомлением кредитора.
Общественная приемная Агентства: г.Алматы, мкр. Коктем-3, д.21, 2 подъезд, телефон для справок 8 (727) 2 788-104, часы работы общественной приемной ежедневно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 14:30).
Сайт https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/activities/1001?lang=ru.
Либо можете обратиться через Единую платформу приема и обработки обращений граждан «E-otinish» https://eotinish.gov.kz/.
Дополнительно сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Здравствуйте, Хотел бы уточнить условия осуществления валютной операции между резидентами Республики Казахстан в иностранной валюте в рамках трехстороннего договора, где одна из сторон — резидент иностранного государства. В данной сделке поставщик оборудования — резидент РК, заказчик — нерезидент, а платеж осуществляется третьим лицом, также являющимся резидентом РК. Можете ли вы разъяснить, разрешено ли проведение такой операции в иностранной валюте между двумя резидентами РК, и какие требования или процедуры (в том числе относительно получения разрешений) необходимо соблюдать в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан?

Вопрос: Темирлан Буланбай

По поводу проведения валютной операции между резидентами обращаем внимание на пункт 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон), в котором перечислены разрешенные между резидентами валютные операции.
В связи с этим, если приведенная в электронном сообщении ситуация о проведении валютной операции между резидентами не подпадает под разрешенные пунктом 1 статьи 6 Закона случаи, то такая операция не может быть проведена, поскольку валютные операции между резидентами запрещены в силу требований статьи 6 Закона.
В свою очередь, в содержании запроса сумма договора не указана, в связи с чем, обращаем внимание на следующие требования валютного законодательства Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 9 Закона и пунктом 10 Правил осуществления экспортно-импортного валютного контроля, утвержденных совместным постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 сентября 2023 года № 78 и приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 4 октября 2023 года № 1054 (далее – Правила ЭИВК), резидент (экспортер, импортер) по валютному договору по экспорту или импорту, сумма которого превышает 50 000 долларов США в эквиваленте либо отсутствует сумма на дату его заключения, обязан выполнить требование репатриации национальной и (или) иностранной валюты в сроки репатриации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона требование репатриации национальной и (или) иностранной валюты заключается в зачислении на банковские счета в уполномоченных банках:
1) выручки в национальной и (или) иностранной валюте от экспорта;
2) национальной и (или) иностранной валюты, переведенной резидентом в пользу нерезидента для осуществления расчетов по импорту, в случаях неисполнения или неполного исполнения обязательств нерезидентом.
Для целей репатриации национальной и (или) иностранной валюты экспортер или импортер обращается за учетной регистрацией валютного договора по экспорту или импорту в порядке, предусмотренном пунктом 11 Правил ЭИВК, в уполномоченный банк, обслуживающий его банковский счет, или в территориальный филиал Национального Банка.
Помимо этого, обращаем внимание на требования пункта 61 Правил ЭИВК, которыми оговариваются случаи участия резидента в качестве третьего лица-плательщика по валютному договору по экспорту или импорту.
Учитывая изложенное, по вопросам требований валютного законодательства Республики Казахстан по валютным договорам по экспорту или импорту необходимо руководствоваться нормами Закона и Правилами ЭИВК.
Обращаем внимание, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка Республики Казахстан и носит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка Республики Казахстан Вам необходимо обратиться с письменным обращением в порядке, предусмотренном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

В банке лежат деньги, чтоб их получить, мне нужно 30% от суммы Вам перевести ,чтоб получить перевод на свою карту. Правда ли это? В банк не могу дозвонится, чтоб поговорить с оператором.

Вопрос: Татьяна Семенова

Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан, не обслуживает физические лица и не проводит денежные расчеты и сделки с населением.
Если это деньги на Вашем банковском счете, то снимать/получать их в банке Вы вправе самостоятельно, без посреднических услуг.
Обращаем внимание, что комиссия банков при выдаче наличных или переводах денег не может достигать 30% от суммы денег на счете.
Такие предложения с большой вероятностью похожи на мошеннические. Советуем обязательно связаться с обслуживающим банком и не поддаваться на мошеннические предложения.
Дополнительно сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Здравствуйте! Столкнулся с ситуацией, когда банк Фридом Финанс, клиентом которого я являюсь, не даёт мне возможности распоряжаться своими средствами на текущем счету, если я документально не подтвержу в каких целях я их использую. Источник этих средств был подтверждён документально. Продажа квартиры, сделка проверялась двумя топовыми банками, проводилась через М2ВТБ, она абсолютно законна. Источник был подтверждён по правилам банка. Средства я хотел перевести самому себе в другой банк, лицензируемый и уважаемый. Компания не может предоставить порядок взаимодействия клиента и банка по вопросам траты денег клиента. Что делать в этой ситуации - подавать иск в суд? По общемировой практике, если банк не может выдать средства клиенту - его должны признать банкротом.

Вопрос: Антон Семененок
Категория: Валютные операции

Частью первой пункта 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон о ПОДФТ) установлено, что субъект финансового мониторинга вправе требовать от клиента (его представителя) представления сведений и документов, необходимых или достаточных для идентификации клиента (его представителя), выявления бенефициарного собственника, а также представления сведений о налоговом резидентстве, роде деятельности и источнике финансирования совершаемых операций.
Согласно пункту 2-1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 474-II «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – АРРФР) осуществляет в пределах своей компетенции контроль и надзор за соблюдением банками требований законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ.
В связи с чем, за разъяснением по данному вопросу рекомендуется официально обратиться в АРРФР, который в случае необходимости вправе для выяснения обстоятельств и законности действий банка провести документальную проверку банка.
Дополнительно сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка Республики Казахстан и носит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка Республики Казахстан Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Здравствуйте. Компания с иностранным участием планирует заниматься на территории РК посреднической финансовой деятельностью. А именно предоставлением шлюза для приема платежей для покупки товаров, работ услуг. За предоставляемые услуги, компания будет взымать комиссию. Выдачей кредитов, переводом денежных средств за рубеж на подобие western union, компания заниматься не планирует. Вопрос заключается в следующем: требуется ли по законодательству РК получения лицензии либо разрешения на осуществление посредническо финансвой деятельности описанной нами выше. Будем благодарны за ответ.

Вопрос: Айгүл Нұрмұхамбет
Категория: Платежные системы

Согласно Вашему обращению компания с иностранным участием планирует заниматься предоставлением шлюза для приема платежей для покупки товаров, работ и услуг.
При этом в запросе не приведены более подробные сведения по порядку оказания данной услуги, что не позволяет полноценно рассмотреть запрос и предоставить по нему ответ. В частности, не ясным представляется:
- что подразумевается под шлюзом для приема платежей (к примеру, банковский счет, доступ в информационную систему, передача информации и т.п.);
- порядок установления взаимоотношений и взаимодействия возможных сторон (инициаторы платежей и переводов денег, бенефициары, распределение ответственности и обязанностей и т.п.);
- подробная схема движения денег и информационных потоков при проведении транзакций, наличие условия аккумулирования и хранения денег на стороне одного из участников транзакции, а также иная возможная информация, раскрывающая порядок проведения транзакций и перемещения денег.
В связи с чем, полагаем, что направленный Вами запрос может быть рассмотрен после получения более подробных сведений по его существу.
Дополнительно отмечаем, что обработка платежей клиентов, инициированных посредством мобильных приложений или через интернет (услуга по обработке платежей, инициированных клиентом в электронной форме, и передаче необходимой информации банку, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, для осуществления платежа и (или) перевода либо принятия денег по данным платежам, предусмотренная подпунктом 9) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах») может осуществляться платежными организациями на основании учетной регистрации, пройденной в Национальном Банке Республики Казахстан.
Дополнительно сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка Республики Казахстан и носит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка Республики Казахстан Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года №350-VI.

Может ли юр.лицо исполнить свои обязательства по репатриации валюты по валютному контракту в случае если прибывшее авто помещено на режим Импорт-70 (таможенный склад) и реализовано физ.зицу (процедура растамаживания проведена от физ.лица). Каким образом информация об исполнении контракта попадет в банк второго уровня, присвоившем УНК?

Вопрос: Лариса Епихина
Категория: Валютные операции

Исходя из обращения, следует, что юридическое лицо осуществляет ввоз автотранспортного средства в режиме 70.00 (таможенный склад) и в последующем реализует его физическому лицу, которое фактически осуществляет таможенное оформление данного транспортного средства в режиме (40.70). В этой связи, возникает вопрос возможности исполнения юридическим лицом обязательств по валютному договору по импорту и поступления в банк учетной регистрации сведений из указанных деклараций на товары. 
В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 241 Таможенного кодекса  до истечения срока действия таможенной процедуры таможенного склада, предусмотренного статьей 237 Таможенного кодекса, действие этой таможенной процедуры завершается помещением товаров под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, если иное не установлено настоящим пунктом статьи 241 Таможенного кодекса.
Следовательно, специфика режима «таможенный склад» такова, что он не всегда является завершающим и товары, находящиеся на территории таможенного склада, сохраняют статус иностранных товаров до тех пор, пока данный режим не будет закрыт последующим режимом: 40 (импорт), 53 (временный ввоз), 31 (реэкспорт), 78 (свободная таможенная зона) и т.д.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 3 Правил осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан, утвержденные совместным постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 сентября 2023 года № 78 и приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 4 октября 2023 года № 1054 (далее – Правила ЭИВК) документами валютного контроля являются информация и (или) документы по валютному договору, представляемые экспортером или импортером, уполномоченным банком (его филиалом), Национальным Банком (его территориальным филиалом), органом государственных доходов (его территориальным подразделением) или иными органами валютного контроля, поступающие на бумажном носителе или электронным способом при осуществлении контроля выполнения требования репатриации, в том числе акты выполненных работ, акты оказанных услуг, счета-фактуры, инвойсы за фактически переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, декларации на товары, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, имеющие подтверждение об уплате косвенных налогов или освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость и (или) акцизов, уведомления о подтверждении факта уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного порядка уплаты), выписка о движении денег по счету, открытому в иностранном банке, акты сверок в соответствии с условиями валютного договора по экспорту или импорту.
При этом согласно пункту 37 Правил ЭИВК орган государственных доходов в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Национальный Банк информацию о движении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 16 к Правилам ЭИВК ежемесячно в разрезе учетного номера валютного договора по экспорту или импорту.
Национальный Банк в течение 1 рабочего дня после дня получения от органа государственных доходов указанной в части первой настоящего пункта Правил ЭИВК информации направляет ее уполномоченным банкам, являющимися банками учетной регистрации, и территориальным филиалам Национального Банка, являющимися банками учетной регистрации.
Соответственно, в целях корректного учета исполнения юридическим лицом обязательств по валютному договору по импорту автотранспортного средства необходимо учитывать не только декларацию на товары, оформленную юридическим лицом при ввозе автотранспортного средства на территорию таможенного склада (режим 70.00), но также декларацию на товары, оформленную физическим лицом в режиме «импорт» (40.70) с обязательным отражением в ней учетного номера валютного договора, зарегистрированного за юридическим лицом. При этом сведения из деклараций на товары в банк учетной регистрации поступают в рамках информационного взаимодействия Национального Банка и Комитета государственных доходов.
Дополнительно сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Здравствуйте, пишу вам дабы внести ясности в ситуацию, ибо менеджер в банке просит вносить некорректные по моему мнению изменения в контракт. В банке ВТБ, мой лицензионный договор(я лицензиар), по которому я передаю исключительную лицензию на свое муз. произведение лицензиату, он же транслирует и распространяет мою музыку на цифровые площадки, и заработанные средства в ходе этих акций мы делим по процентной ставке прописанной в договоре, пометили как "Оказание услуг", и теперь требуют указать сумму договора в самом контракте, иначе платеж не могут зачислить, мой же заработок зависит от количества платных прослушиваний(продажи музыки на музыкальных площадках, в частности платят за прослушивание моей музыки пользователями у которых в наличии есть платная подписка на сервис с которого идет стриминг), и суммы которые я получаю могут варьироваться в зависимости от количества прослушиваний, соответственно указать даже примерную сумму в договоре я не могу, но при этом каждый платеж на мой расчетный счет подкрепляется отчетом, где прописывается сумма заработанная за квартал, и закрепляется подписями со сторон лицензиара и лицензиата. Переговоры с менеджером в банке не принесли успехов в разрешении недопониманий. Я считаю что помечать мой договор как "Оказание услуг" является недопустимо, предмет договора - передача исключительного права на лицензию, соответственно договор должен помечаться как передача прав/лицензии. Дайте знать как в этой ситуации поступать

Вопрос: Ярослав Чурбаков
Категория: Валютные операции

В соответствии с пунктом 1 статьи 961 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть), (далее  ̶ ГК) к объектам права интеллектуальной собственности относятся:
1) результаты интеллектуальной творческой деятельности;
2) средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг.
Согласно пункту 2 статьи 961 ГК к результатам интеллектуальной творческой деятельности относятся:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) исполнения, постановки, фонограммы и передачи организаций эфирного и кабельного вещания;
3) изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
4) селекционные достижения;
5) топологии интегральных микросхем;
6) нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау);
7) другие результаты интеллектуальной творческой деятельности в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными законодательными актами.
Согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 1 Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» к операциям движения капитала относятся операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, осуществляемые между резидентами Республики Казахстан и нерезидентами Республики Казахстан, предусматривающие в том числе приобретение полностью исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Согласно подпункту 7) пункта 17 Правил мониторинга валютных операций в Республике Казахстан, утвержденных постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 10 апреля 2019 года № 64 не подлежат учетной регистрации валютные договоры, в рамках которых предусмотрено приобретение полностью исключительного права на результат интеллектуальной творческой деятельности.
Согласно подпункту 13) пункта 1 статьи 1 Закона, экспорт – это передача резидентом Республики Казахстан нерезиденту Республики Казахстан товаров, передача частично резидентом Республики Казахстан нерезиденту Республики Казахстан исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнение работ, оказание услуг, передача имущества в аренду резидентом Республики Казахстан нерезиденту Республики Казахстан.
Пунктом 10 Правил осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан, утвержденных совместным постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29.09.2023 г. №78 и приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 04.10.2023 г. №1054  (далее – Правила ЭИВК) предусмотрено, что валютный договор по экспорту или импорту подлежит учетной регистрации, если сумма такого договора превышает 50 000 долларов США в эквиваленте.
Если в валютном договоре по экспорту или импорту на дату его заключения не указана сумма договора, то такой договор рассматривается как договор, подлежащий учетной регистрации.
При этом, согласно пункту 12 Правил ЭИВК, экспортер или импортер обращается за получением учетного номера до начала исполнения обязательств по валютному договору по экспорту или импорту любой из его сторон.
Если первым исполнение обязательств по валютному договору по экспорту или импорту начинает его участник-нерезидент, и такое исполнение связано с поступлением денег, с передачей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей частично исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, передачей имущества в аренду в пользу резидента-экспортера или импортера, то такой резидент обращается за учетной регистрацией до поступления денег, получения товаров, выполнения работ, оказания услуг, получения частично исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, получения имущества в аренду в свое распоряжение.
Таким образом, исходя из представленной Вами информации, в рассматриваемом случае имеет место частичная передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, которая согласно Закону о валютном регулировании классифицируется как экспорт.
Вместе с тем, однозначный ответ может быть представлен только после рассмотрения более подробной информации и документов, имеющих отношение к рассматриваемой ситуации.
Дополнительно сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года №350-VI.

Здравствуйте. Можно ли у нас в Казахстане открыть обменник криптовалюты? Чтобы обменивать электронные валюты на биржах?

Вопрос: Александр Пак
Категория: Валютные операции

В соответствии с подпунктом 3) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О цифровых активах в Республике Казахстан» (далее – Закон), необеспеченный цифровой актив - цифровой актив, полученный в информационной системе в виде вознаграждения за участие в поддержании консенсуса в блокчейне и не выражающий чьи-либо денежные обязательства, которыми можно торговать в цифровой форме на бирже цифровых активов.
Соответственно, криптовалюты по своей сущности относятся к необеспеченным цифровым активам.
Пунктом 5 статьи 11 Закона предусмотрено, что на территории Республики Казахстан запрещаются выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов, а также деятельность бирж цифровых активов по необеспеченным цифровым активам, за исключением территории Международного финансового центра «Астана».
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства Республики Казахстан оборот криптовалют, в том числе организация деятельности «обменника криптовалют» запрещена на территории страны. Исключение составляет территория Международного финансового центра «Астана» (далее - МФЦА), актами которого определены категории и виды субъектов рынка цифровых активов, перечень разрешенных видов деятельности и порядок лицензирования таких субъектов.
В связи с чем, для получения более подробной информации относительно осуществления деятельности, связанной с цифровыми активами на территории МФЦА рекомендуем обратиться в Комитет по регулированию финансовых услуг МФЦА.
Дополнительно сообщаем, что данное письмо не является официальным ответом Национального Банка и носит исключительно разъяснительный характер.
При необходимости получения официального ответа Национального Банка Вам необходимо обратиться с письменным обращением в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года №350-VI.

Наверх